Битва за эфир: стоит ли тратить бюджетные миллионы на СМИ?

Городской голова Борис Филатов обещал навести порядок на КП «Днепропетровская  городская студия телевидения (ДГСТ)». Как это отразится на 34-м телеканале? Рассказывает Наталья Грекова, которая много лет проработала в этом СМИ и прошла путь от журналиста до заместителя генерального продюсера.

10322805_10201312482494557_7979773610129470242_n

Борис Филатов обещал разобраться с КП «Днепропетровская городская студия телевидения (ДГСТ)», а «Забеба» увидела здесь угрозу обострения отношений мэра и 34-го канала.

DSCN9846

Наверное, она так решила из-за такого высказывания Бориса Альбертовича: «на муниципальном канале, который входит в холдинг господина Ахметова, чуть ли не половина сотрудников работает на коммунальном предприятии. Я понимаю прекрасно, что на следующий день после того, как мы начнем увольнения или чистки, на 34-ом канале попробуют разорвать себе одно место на британский флаг и будут кричать, что Филатов борется со свободой слова». Как вы думаете, что случится с журналистами ЧАО «ТСД» (а это и есть 34-й канал), когда мэр начнет осуществлять чистки и увольнения тех пяти сотрудников, которые составляют уже почти как два года весь штат ДГСТ? Знает ли Филатов об этом факте? Полагаю, знает. Во-первых, он грамотный юрист, во-вторых — в марте этого года уже была попытка «возродить городской канал». Но обо всем по порядку.

«Возвращение городу канала» и деятельность ЧАО «ТСД 34-й канал» соотносятся так же, как кислое с теплым

Призывы «вернуть городской канал, отобранный Ахметовым», стабильно звучат из так называемого патриотического лагеря во время предвыборных кампаний. Борис Филатов и Андрей Денисенко неоднократно заявляли, что пора возвращать 34-й канал в собственность общественности. Как говорится, «еще немного — и победим». Про «украденный» у города я слышала, в том числе от людей, которые работали на 34-м еще задолго до прихода туда корпорации «СКМ» и которые тоже знают, что причитать общественникам и политикам о судьбе муниципального канала нужно было лет 20 назад.

1414176713417

Ведь еще в 90-х, со времени своего создания, 34-й канал состоял из двух предприятий – коммунального предприятия «ДГСТ» и акционерного общества «ТСД». Часть оборудования числилась на балансе акционерки, а еще, что имеет большое значение, — именно «ТСД» получало лицензию на частоту. Коммунальное предприятие финансировалось из городского бюджета, за эти средства выплачивалась зарплата журналистам и покупалась техника. То есть изначально была продумана схема, позволяющая людям, создавшим телеканал (принимавшим участие кто в финансовом отношении, кто — в творческом), монетизировать свои заслуги перед городом. Что впоследствии и произошло. Акции «ТСД» успешно продавались и перепродавались их владельцами по нескольку раз. Иногда тихо. Но чаще громко.

original (1)

 

С голодовками журналистского коллектива и взаимными претензиями в рейдерстве на тот момент влиятельных днепропетровских политиков. Что примечательно: как только дело обостряло ситуацию, сразу всплывала тема «городского канала, который отбирают у города». Но в конце 2008 года между прежними акционерами заключено мировое соглашение, а в 2010 году часть акций выкупила корпорация «СКМ», за год доведя свой пакет до контрольного. Сейчас этот пакет, по нашим данным, составляет более 90%. То есть ЧАО «ТСД», владеющее лицензией на частоту, товарным знаком «34-й канал», собственными мощностями, сейчас имеет отношение к коммунальной собственности города такое же, как, например, 11-й или 9-й канал. Единственное связующее звено – это арендованное имущество у КП «ДГСТ». Вопреки слухам, этого имущества вовсе не много. И даже в том случае, если завтра город изъявит желание расторгнуть договор аренды, 34-й канал продолжит вещать и снимать программы в штатном режиме.

С КП ДГСТ, которое к тому же является предприятием коммунальной собственности, ситуация вызывает определенный интерес. Во-первых, назвать ДГСТ каналом можно только символически. У него нет своей частоты, и оно может работать только в режиме студии–продакшн, производя различные телепродукты для размещения на остальных каналах. Исторически ДГСТ всегда размещалось на эфирной частоте «ТСД», что и способствовало укреплению общественного мнения, что 34-й – это городской канал, который существует благодаря налогам жителей города. На налоги ведет свою деятельность КП «ДГСТ», в котором уже два года трудятся 5 человек, которые совершенно не относятся к ЧАО «ТСД». Во-вторых, свою технику КП отдает в аренду ЧАО «ТСД», и, не имея возможности производить телепродукт, по-прежнему получает бюджетное финансирование, несмотря на то что у нее нет  таких объемов, как ранее. Почему так сложилось, нужно интересоваться у руководства «ДГСТ» и профильных заместителей городского головы, курирующих культуру и искусство. Может, они смогут рассказать много интересного: как утверждался бюджет КП и на какую именно деятельность выделялись средства.

Почему новая власть наступает на те же грабли, что и «попередники»?

Мы уже разобрались, чем отличается КП «ДГСТ» от ЧАО «ТСД», и поэтому можем утверждать, что вопрос «возвращения» канала городу может находиться в двух плоскостях. Во-первых, пересмотр в судебном порядке всех сделок купли-продажи акций ЧАО «ТСД», в том числе с последней, в которой покупателем была корпорация «СКМ». Юридическая никчемность претензий к холдингу Ахметова очевидна. Нет, не для оболваненной и раззадоренной лозунгами общественности – все это относится к опытному юристу Филатову. Мэр понимает: даже двух каденций недостаточно, чтобы распутать весь клубок продаж и перепродаж акций ЧАО «ТСД». А еще пикантность ситуации в том, что 34-й — это все же не канал местной ячейки Оппозиционного блока, как это часто пытаются представить в революционном экстазе отдельные так называемые борцы за свободу слова. Защищать свой законно приобретенный актив будет вся группа «СКМ», акционер которой Ринат Леонидович Ахметов. Начнется ли очередной олигархический конфликт из-за амбиций Бориса Филатова? Думаю, вывод очевиден.

09-54367963bf9a6.Vokrug_otklyucheniya_34_kanala_nachalis_vzaimnye_obvineniya

Второй путь: под громкими лозунгами о возвращении городу его канала, реанимировать КП «ДГСТ». Например, оформить туда сотрудников своей пресс-службы и друзей своих соратников (уже сейчас для журналисткой тусовки Днепропетровска секрет полишинеля, КТО стремится «возрождать муниципальный канал»). А в дальнейшем необходимо, выражаясь сленгом мэра, «привести в чувство» руководство 34-го канала, чтобы получить как минимум час эфирного времени в сутки бесплатно. Для этого и провоцируется сейчас народная ненависть к якобы непатриотичному каналу, и вбрасывается информация двухлетней давности о сотрудниках-совместителях. Для прихода под стены 34-го канала какого-нибудь актива этого вполне достаточно.

При этом общественности следовало бы задуматься: целесообразно ли опять отправлять миллионы бюджетных гривен на студию-продакшн, воспевающую «покращення» после того, как «перестали врать людям»? Потому как человек, в свое время проработавший именно в ДГСТ, могу сказать: ни одного критического материала о городской власти, тем более мэре, там априори не могло появиться. Как на 51-й канале невозможно увидеть что-либо нелицеприятное о деятельности ОГА. К тому же сама форма собственности – коммунальное предприятие — предполагает встраивание в систему городской исполнительной власти с существующей жесткой иерархией. Чем занимается КП — ритуальными услугами или телевидением, в этом случае не играет никакой роли.

YAN_0155-1024x683

Я за разнообразие телевизионных каналов, хороших и разных. И я не смею называть сегодня 11-й или 9-й каналы, 27-й или «Регион» не днепропетровскими и не городскими.

Я не против, чтобы еще появилось минимум десять продакшн-студий. Но я не понимаю, почему вопреки законам современного рынка телеиндустрии, это должно происходить за счет бюджетных денег. Не понимаю, почему нынешнюю власть так и тянет повторять и множить ошибки прошлой – создавать официальные рупоры, снимающие хорошее о власти и плохое — об оппонентах. Я, например, ждала и жду, что и облсовет, и горсовет откажутся от порочной практики выделять средства на освещение своей деятельности. Под этим поводом ежегодно сотни тысяч гривен распределяются между местными СМИ (здесь еще не последнюю роль играет политическая конъюнктура). Так и представляю себе ситуацию, когда обидевшиеся СМИ проживут целый год, не рассказывая о сессиях и совещаниях.

Самые патриотичные граждане на вопрос, как не нужно поступать, приводят в пример северных соседей. Мол, у Путина села не газифицированы, а он на «Рашу тудей» и прочие «Вести» выделяет бюджетные миллиарды! Но если присмотреться, у нас полно «красных солнышек», желающих создавать «Лайфньюс» для бедных».

bender_19387345_orig_

Как в одной из самых ярких цитат из мультфильма «Футурама»: «и будет у меня собственное казино, с блэкджеком и шлюхами». Так говорил обидевшийся на друзей робот Бендер, которого не взяли на лунный модуль.

Наталья Грекова

Данный текст отражает личное мнение автора, которое может совпадать или не совпадать с мнением редакции.

О том, сколько Днепропетровский горсовет тратит на собственный имидж, читайте здесь. О сотнях тысяч бюджетных денег, которые идет на телевидение – здесь, а на газеты – здесь. О том, как коммунальные СМИ будут жить в ситуации разгосударствления – здесь.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter или нажмите СЮДА

Вас может это заинтересовать